Баху блюдо

БЛЮДА В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТЫХ КОМПОЗИТОРОВ

Многие знаменитые композиторы не только сочиняли превосходную музыку, но и хорошо разбирались в кулинарии. Сочетая оба таланта, они даже создавали музыкальные произведения на гастрономические темы. Вспомнить, хотя бы, музыкальную миниатюру Россини “Четыре закуски” или “Кофейную кантату” И. С. Баха. Кулинары не оставались в долгу и называли свои блюда в честь знаменитых композиторов. Поэтому имена некоторых из музыкантов оказались запечатленными не только в истории музыки, но и в истории мировой кулинарии.

Джо­ак­ки­но Рос­си­ни (1792–1868) бес­спор­но явля­ет­ся самым зна­ме­ни­тым ком­по­зи­то­ром-гур­ма­ном. К 37 годам сво­ей жиз­ни он создал более 40 опер и с лег­ким серд­цем ушел на покой, все­це­ло посвя­тив себя сво­е­му вто­ро­му при­стра­стию – кули­на­рии.
Отда­вая долж­ное все­му мно­го­об­ра­зию вку­со­вых соче­та­ний, Рос­си­ни наи­бо­лее изыс­кан­ным счи­тал соеди­не­ние в одном блю­де фуа-гра и трю­фе­лей. Такое соче­та­ние и полу­чи­ло имя вели­ко­го ком­по­зи­то­ра. Суще­ству­ет пас­та a la Rossini, омлет, кури­ца и, конеч­но, тур­не­до Рос­си­ни. Блю­до в честь зна­ме­ни­то ита­льян­ско­го маэст­ро гото­вит­ся из говя­жье­го филе, фуа-гра, трю­фе­лей и пода­ет­ся в соусе маде­ра.

(Боль­ше о Рос­си­ни-кули­на­ре и рецеп­те тур­не­до мож­но про­чи­тать в ста­тье на сай­те).

Дани­эль Обер (1782 – 1871) про­сла­вил­ся, как осно­во­по­лож­ник жан­ра фран­цуз­ской «боль­шой» опе­ры. Его про­из­ве­де­ния были настоль­ко попу­ляр­ны, что пова­ра мно­го­чис­лен­ных ресто­ра­нов, где он любил про­во­дить вре­мя, не раз посвя­ща­ли ему свои блю­да. В честь зна­ме­ни­то­го фран­цуз­ско­го ком­по­зи­то­ра были назва­ны и “Яйца Обер” или “Яйца по-обе­ров­ски” (Oeufs Auber), сей­час прак­ти­че­ски исчез­нув­шие из меню.

Для при­го­тов­ле­ния яиц по-обе­ров­ски поло­вин­ки поми­дор напол­ня­ли под­жа­рен­ным кури­ным фар­шем, сме­шан­ным с наре­зан­ны­ми трю­фе­ля­ми. Свер­ху водру­жа­ли яйцо-пашот. Пода­ва­ли с соусом велю­те и трю­фе­ля­ми, сва­рен­ны­ми в шер­ри.

Гек­тор Бер­ли­оз (1803- 1869) вошел в исто­рию музы­ки как бес­ком­про­мисс­ный рево­лю­ци­о­нер- нова­тор. Со всем пылом роман­ти­че­ско­го иде­а­лиз­ма, он внед­рял инно­ва­ции в гар­мо­нии и инстру­мен­тов­ки. Свои про­из­ве­де­ния музы­кант созда­вал, сидя за сто­ли­ка­ми кафе или ресто­ра­нов. Ком­по­зи­тор-роман­тик был частым гостем в Café de Paris, кото­рый на ту пору счи­тал­ся самым доро­гим и эле­гант­ным ресто­ра­ном Пари­жа. Бер­ли­оз вспо­ми­нал в сво­их мему­а­рах:

« К моей боль­шой радо­сти, две мои опе­ры созре­ли, роди­лись и были поло­же­ны на бума­гу под горя­чий шоко­лад и пирож­ные “Cafe de Paris ”.

Сре­ди все­го гастро­но­ми­че­ско­го мно­го­об­ра­зия ком­по­зи­тор все-таки отда­вал пред­по­чте­ние не десер­там и сла­до­стям, а обсто­я­тель­но­му кури­но­му фри­ка­се . Если верить его днев­ни­кам, то маэст­ро зака­зы­вал это блю­до в париж­ских ресто­ра­нах поряд­ка 300 раз.
Неуди­ви­тель­но, что уже после смер­ти Бер­ли­о­за зна­ме­ни­тый париж­ский кули­нар Кази­мир Моис­сон посвя­тил ком­по­зи­то­ру блю­до “ Кури­ные груд­ки а-ля Бер­ли­оз ”.

Куриные грудки а-ля Берлиоз (с гарниром из фаршированных артишоков)

Ингре­ди­ен­ты:
4 кури­ных груд­ки, раз­де­лен­ных на две поло­вин­ки
2 яйца, слег­ка взби­тых с 2 ч.л. воды
1/4 ста­ка­на муки(для пани­ров­ки)
1/4 ста­ка­на сли­воч­но­го мас­ла
1 ста­кан кури­но­го бульо­на
1 ста­кан взби­тых сли­вок
соль, моло­тый перец по вку­су

Для гар­ни­ра:
8 боль­ших или 16 малень­ких арти­шо­ков
350 г поре­зан­ных шам­пи­ньо­нов
2 ст.л. сли­воч­но­го мас­ла
2 ст.л. взби­тых сли­вок
2 ст.л. измель­чен­но­го реп­ча­то­го лука
соль, чер­ный перец по вку­су

Кури­ные груд­ки посо­ли­те и попер­чи­те. Обмак­ни­те их сна­ча­ла во взби­тые яйца, затем в муку. В ско­во­ро­де рас­то­пи­те мас­ло и под­жарь­те на нем кури­ные груд­ки. Добавь­те бульон и слив­ки, дове­ди­те до кипе­ния и на мед­лен­ном огне дове­ди­те груд­ки до готов­но­сти.
Про­ту­ши­те гри­бы и лук до золо­ти­сто­го цве­та. Добавь­те слив­ки, посо­ли­те и попер­чи­те по вку­су. У арти­шо­ка уда­ли­те лож­кой сере­ди­ну и зафар­ши­руй­те гриб­ной сме­сью. Поставь­те нафар­ши­ро­ван­ные арти­шо­ки в духов­ку, разо­гре­тую до 200C на 5 минут.
Пода­вай­те кури­ные груд­ки вме­сте с фар­ши­ро­ван­ны­ми арти­шо­ка­ми, сбрыз­нув лимон­ным соком.

В честь вели­ко­го австрий­ско­го ком­по­зи­то­ра Вольф­ган­га Ама­дея Моцар­та были назва­ны шоко­лад­ные кон­фе­ты с начин­кой из мар­ци­па­намоцарт­ку­гель .

Их авто­ром явля­ет­ся зальц­бург­ский кон­ди­тер Пауль Фюрст, впер­вые изго­то­вив­ший моцарт­ку­гель еще в 1890 году. До сих пор аутен­тич­ные кон­фе­ты про­из­во­дят­ся вруч­ную в неболь­шой кон­ди­тер­ской Зальц­бур­га по ста­рин­но­му рецеп­ту и назы­ва­ют­ся Original Salzburger Mozartkugel. (Боль­ше о кон­фе­тах Моцар­та и их про­из­вод­стве мож­но про­чи­тать здесь).

“ Пас­та а ля Нор­ма” явля­ет­ся самым извест­ным сици­лий­ским блю­дом. По пре­да­нию, свое назва­ние она полу­чи­ла в честь зна­ме­ни­той опе­ры “Нор­ма”, напи­сан­ной ком­по­зи­то­ром Вин­чен­цо Бел­ли­ни в 1831 году.

Гово­рят, что во вре­мя напи­са­ния это­го шедев­ра ком­по­зи­тор имел обык­но­ве­ние зака­зы­вать в ресто­ране веге­та­ри­ан­скую бакла­жан­ную пас­ту. После три­ум­фаль­но­го успе­ха опе­ры, вла­де­лец ресто­ра­на в дань ува­же­ния ком­по­зи­то­ру назвал свое самое попу­ляр­ное блю­до “пас­той а ля Нор­ма”.

Дру­гая вер­сия гла­сит, что сици­лий­ский писа­тель Нино Мар­то­лио попро­бо­вав эту пас­ту, вос­клик­нул “Нор­ма!”, тем самым выра­зив выс­шую сте­пень вос­хи­ще­ния, при­рав­няв блю­до к музы­каль­но­му шедев­ру.

В те вре­ме­на пас­ту пода­ва­ли на блю­де, вна­ча­ле раз­ме­стив как осно­ву бакла­жа­ны, потом сами мака­ро­ны, а свер­ху зали­ва­ли соусом. Все это сим­во­ли­зи­ро­ва­ло вели­че­ствен­ный вул­кан Этна – зем­лю, снег и лаву. Сей­час же все ком­по­нен­ты сме­ши­ва­ют и перед пода­чей посы­па­ют тер­тым сыром.

Паста а ля Норма

300 гр пас­ты пенне (корот­кие полые тру­боч­ки с косы­ми кра­я­ми)
4 ст. л. олив­ко­во­го мас­ла
400 гр тома­тов без шкур­ки в соб­ствен­ном соку(1 бан­ка) или све­жие поми­до­ры
1 сред­ний бакла­жан
50 гр твер­до­го сыра (пар­ме­зан)
Соль, перец, чес­нок
Сухой оре­га­но, бази­лик

Отва­ри­те пас­ту в под­со­лен­ной воде до готов­но­сти. Нарежь­те бакла­жан доль­ка­ми или кру­жоч­ка­ми. Посо­ли­те и дай­те посто­ять 15–20 мин., что­бы ушла горечь. Про­мок­ни­те высту­пив­ший сок и обжарь­те бакла­жа­ны на олив­ко­вом мас­ле. Мас­ло нали­вай­те на ско­во­ро­ду по мини­му­му – бакла­жа­ны силь­но его впи­ты­ва­ют, и соус может полу­чить­ся слиш­ком жир­ным.
Добавь­те чес­нок, тома­ты и оре­га­но. Про­ту­ши­те все вме­сте на мед­лен­ном огне 10 мин. Если люби­те более насы­щен­ный вкус, мож­но доба­вить лимон­ный сок.
Сме­шай­те пас­ту с соусом, посыпь­те тер­тым сыром и укрась­те бази­ли­ком.

Коктейль «Розмариновый «баха-стайл» лаймэйд»

Это вариант мексиканского розмаринового лимонада.

Прекрасно сочетается с мясными и рыбными блюдами, десертами, а также является прекрасной основой для освежающего летнего алкогольного коктейля — просто добавьте в стакан со льдом 150мл лаймэйда и 20мл водки или джина.

Вода, или оксид водорода, в обычных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеющую вкуса, цвета и запаха.

Розмарин представляет собой небольшой вечнозеленый кустарник семейства яснотковых с ароматными листьями, которые очень ценятся за свои полезные и даже лечебные свойства.

Лайм — плод нескольких видов вечнозеленых цитрусовых деревьев, растущих в тропических странах. Есть персидский лайм, кафрский лайм, пустынный лайм и еще несколько видов этого фрукта. В отличие от лимона лайм имеет более округлую форму, меньший размер и зеленоватую мякоть.

Агава — многолетнее травянистое растение семейства спаржевых, родиной которого является Мексика. Именно из агавы изготавливают знаменитую во всем мире текилу. — еще один напиток на ее основе, который отличается высоким содержанием сахара. Неудивительно, что он обладает насыщенным сладким вкусом и характерным ароматом свежей агавы.

Блюда народов мира, над которыми американцы совершили кощунство

В США, кажется, сосредоточен весь мир сразу: это страна мигрантов, каждый из которых привез частичку своей культуры — в том числе национальной кухни. Некоторые блюда разных стран за последнее время превратились в нечто неузнаваемое. Конечно, какие-то кулинарные шедевры из этой подборки — скорее частные «клинические случаи», но, тем не менее, давайте сравним, как выглядят оригинальные блюда и то, что с ними сотворили американцы.


Источник: Buzzfeed

Суши

Слева — суши, как их делают в Японии. Искусству приготовления суши несколько веков, и даже современная интерпретация (на фото слева) придумана в конце периода Эдо. Справа — американский вариант. Они просто сделали их с чипсами.

Смотрите так же:  Котлеты из индюшиного фарша в духовке рецепт с фото

Курица парминьяна

Курица парминьяна, какой ее знают в США, вероятно, уже продукт итало-американской диаспоры. Но рецепт основан на нескольких классических блюдах итальянской кухни, таких как говядина по-пармски (cotolette alla parmigiana) и баклажаны по-пармски. Что сделали американцы? Они взяли нечто прекрасное и совершенно испортили. Это называется «чицца» — своего рода куриная пицца. Нет, спасибо.

Рыбные тако Баха

Вряд ли найдется более летнее блюдо, чем рыбные тако. Этот классический вариант уличной еды пришел в Штаты из региона Баха на севере Мексики и из Южной Калифорнии. Им кормятся серферы с 50-х годов. Что получилось у американцев с этим блюдом? Они поняли, что там должна быть рыба и тортилья. А потом все пошло не так.

Гаспачо

Ни один регион мира не может присвоить себе изобретение томатного супа. Но в испанской провинции Андалузии делают вариации гаспачо еще с тех пор, как мавры причалили к Иберийскому полуострову в VIII веке. Справа — скриншот томатного супа по-американски. Девочка просто разогрела тарелку кетчупа в микроволновке. Хозяюшке на заметку.

Темаки-суши

Темаки — еще одна очень популярная разновидность суши, где ингредиенты кладут в конус из нори. Блюдо нужно есть руками, а не палочками. Зачем американцам какие-то водоросли нори, когда есть прекрасные вафельные рожки?

Традиционные мексиканские тако

Точное происхождение современного тако неизвестно. Большинство сходится во мнении, что они появились в Мексике, возможно, еще до приплытия европейцев. Справа — пример совместного использования слов «тако» и «метель» (blizzard), которые никогда нельзя ставить рядом.

Неаполитанская пицца

Блюдо, которое называется «пицца», развивалось на протяжении веков. Пицца появилась в Неаполе в конце XVIII века, а сыр в нее впервые добавили в конце XIX века, когда повар по имени Раффаэле Эспозито приправил пиццу красными помидорами, зеленым базиликом и белой моцареллой в честь флага Италии. Во что превратили пиццу американцы, даже как-то неудобно говорить.

Креольский сэндвич «по-бой» с креветками

На самом деле это блюдо — американское по происхождению и принадлежит к креольской кухне штата Луизиана. В ней смешиваются продукты и техники приготовления из разных регионов, включая Францию, Испанию и Западную Африку. Сэндвичи «по-бой» бывают с разными начинками, но самая традиционная версия — с креветками гриль и устрицами. Современная и, видимо, очень ленивая версия блюда — «давайте просто положим куриные наггетсы в хлеб, назовем «по-бой», и никто ничего не заметит».

Фаршированный чили из Мексики

Традиционная версия этого блюда — просто обжаренный перец чили из Пуэблы, фаршированный мясом. Более современная версия обычно включает мягкий белый сыр из Чиуауа или Оахаки и поливается соусом. Но что это справа? Больше напоминает уже переваренную еду. Так извратить фаршированный перец — это надо уметь.

Французское парфе

Традиционное французское парфе — это замороженный десерт, напоминающий итальянский семифредо. Название десерта переводится как «превосходный». Изначально это больше напоминало мягкое мороженое, а не слоеную сливочно-фруктовую вариацию, которая позже стала популярна в США. Справа — американское парфе. Да-да, с соусом барбекю, потому что почему бы и нет.

Немецкие колбаски братвурст

В Германии спорят, какой из регионов настоящая родина этих замечательных колбасок. И Бавария, и Тюрингия имеют законные основания считать себя местом изобретения этого блюда, поскольку и там и там есть подтверждающие это документы, датированные началом XIV века. В 1313 году совет в Нюрнберге постановил, что колбаска настоящая, только если она начинена свиным фаршем. Там не было ничего сказано о мармеладных мишках. Колбаски на фото справа включают и их.

Ближневосточный хумус

Это простое блюдо делается из тахини и нута и было придумано в Египте в XIII веке. Это основополагающая часть ливанской кухни и популярная на всем Ближнем Востоке закуска. Да и в других странах обожают хумус. Хумус в США — это как справа. Что может быть натуральнее и аутентичнее, чем еда, которая держит форму консервной банки?

Дьявольские яйца

Дьявольские яйца — более древнее блюдо, чем можно себе представить: первые упоминания о нем встречаются в хрониках Рима IV века, а самая современная версия упоминается в Испании XIII века. Это популярная закуска во многих европейских странах, особенно на праздничном столе. В США это превратили в жалкую пародию, продавая в наборах «сделай сам».

Традиционная японская лапша рамэн

Хотя рамэн уже стал синонимом Японии, некоторые специалисты спорят о его истинном происхождении. Есть вероятность, что рамэн — изначально китайское блюдо, которое пришло в Японию где-то между XVII и началом XX века (смотря у кого спрашивать). Что сделали с рамэном американцы? Зажарили в масле, покрыли сыром и нарезали на кусочки.

Техасско-мексиканское буррито

Традиция использовать тортильи, чтобы заворачивать еду, берет начало в доколумбову эпоху существования мезоамериканских племен на территориях, где сейчас находится Мексика и Центральная Америка. Происхождение современного буррито немного загадочно, но, скорее всего, оно появилось в Северной Мексике или Южной Калифорнии в XVIII-XIX веках. Буррито в современной Америке — это формальное соблюдение формы при полном извращении содержания.

Английский толченый картофель

Первый рецепт толченого картофеля появился в книге рецептов 1747 года под названием «Искусство готовки» (The Art of Cookery) пера английского автора Ханны Гласс. Это блюдо стало традиционным для Великобритании и США и часто дополняет праздничный стол.

Если можно заставить еду автоматически выдавливаться из автомата, скорее всего, американцы найдут способ. И картошку не миновала эта участь.

Французская сырная тарелка

Отношениям французов с сыром уже много веков, и сыр стал настоящим символом французской идентичности. По традиции после ужина и до десерта подается блюдо как минимум с тремя сортами сыров. Американцы не заморачиваются: просто сыр просто на тарелке.

Тэппанъяки

Тэппанъяки — новое прибавление в многовековой истории японской кухни. Оно впервые было представлено в 1940-х годах в ресторанной сети Misono, где начали готовить еду в более западном стиле, зажаривая мясо на тэппане — железном противне. Гриль тэппанъяки часто путают с хибати, где используется уголь и есть открытая решетка. Тэппан в США — это как на фото справа. Можно было использовать только первые буквы имен, но нет.

Дорогие читатели!
Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и канал в Telegram.

Южный Урал отметит красивый юбилей Баха

Концертом замечательного немецкого органиста Кая Йоханнсена открылся в Челябинске II международный фестиваль «Дни И.-С. Баха на Южном Урале» (с 9 марта по 2 апреля). Аншлаг в зале органной и камерной музыки «Родина» еще раз убедил в том, что фестиваль полюбился слушателям. Народный артист России, художественный руководитель фестиваля Владимир Хомяков отметил, что афиша дней Баха будет в этом году очень интересной. Концерты состоятся сразу в двух филармонических залах.

Ручей стал космосом

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта в Германии, произошло это 330 лет назад. Именно с этой красивой датой связан нынешний фестиваль в Челябинске.

«Потому он особенно важен и для музыкантов, и для слушателей, которые преклоняются перед творчеством гения, – подчеркнула директор фестиваля Ирина Андреева. – Для нас второй фестиваль – импульс к движению вперед, а для Баха – знаковый юбилей. Как известно, в переводе с немецкого фамилия Бах звучит как «ручей». Но великий Бетховен сказал о великом Бахе: «Не ручей! Море должно быть ему имя». А сегодня Иоганна Себастьяна Баха часто сравнивают с космосом. Лично для меня Бах – воплощение человеческой мудрости в музыке. Он мыслит категориями, для которых нет ни границ, ни узко очерченного времени, ни национальной принадлежности».

Неслучайно в девяти фестивальных концертах примут участие музыканты из России, Германии, Швеции, Испании. Будут звучать произведения самого юбиляра, его предшественников и последователей.

Смотрите так же:  Кайнары рецепт

Символично, что фестиваль в этом году открыл соотечественник композитора – немецкий музыкант Кай Йоханнсен, который служит в кирхе города Штутгарт органистом, а также руководит хором и сам сочиняет музыку. За записи сочинений И.-С. Баха он удостоен ряда престижных музыкальных наград.

В эту субботу, 14 марта, фестивальную программу продолжат народный артист России Владимир Хомяков и музыкант российского происхождения Александр Большаков, который в настоящее время живет и работает в Испании. В этот вечер будет звучать не только орган, но также старинные инструменты – клавесин и виола да гамба (ножная виола). Для этого инструмента написаны многие произведения XVII века. Затем он был вытеснен более современными инструментами, но в ХХ веке исполнители аутентичной музыки, в их числе и Александр Большаков, вновь вернули виолу да гамба на сцену. В ценности этого возвращения челябинцы смогут убедиться, побывав на концерте Александра Большакова и Владимира Хомякова.

В воскресенье, 15 марта, фестиваль переместится в концертный зал имени Сергея Прокофьева, где впервые выступит пианист с мировой известностью Михаил Мордвинов.

Солист Московской филармонии Михаил Мордвинов – в прошлом стипендиат Фонда Мстислава Ростроповича, обладатель именной стипендии президента России и лауреат известных международных конкурсов – сегодня играет на самых престижных площадках Европы, Японии, США. В свое время он был назван лучшим учеником РАМ им. Гнесиных, в настоящее время преподает в родном вузе и много концертирует. Часто выступает с известными оркестрами и маститыми дирижерами.

«Но у нас он будет играть впервые, – говорит директор зала Галина Братышева. – И я уверена, что музыкант станет настоящим открытием для челябинской публики, что наши слушатели его оценят и полюбят. Свой сольный концерт Михаил Мордвинов назвал «Посвящение Баху», у нас он пройдет не только в рамках фестивальной программы, но и в рамках абонемента «Steinway вечера». Хочу подчеркнуть, что цена билетов на этот концерт очень привлекательная – 200–300 рублей. Это фестивальный концерт, и мы специально сделали очень доступные по цене билеты, чтобы слушатели имели возможность познакомиться с лучшими исполнителями и услышать гениальную музыку Баха».

Музыкальная харизма

18 марта фестиваль продолжится сразу в двух залах Челябинской филармонии. В «Родине» состоится концерт органистки из Самары Людмилы Камелиной, а в зале имени Сергея Прокофьева один из самых харизматичных российских скрипачей Карэн Шахгалдян будет играть с камерным оркестром «Классика» под управлением заслуженного артиста России Адика Абдурахманова.

«Очаровательная органистка Людмила Камелина – довольно частый гость в нашем органном зале, – говорит Ирина Андреева. – Но на этот раз мы услышим не только ее сольные номера, Людмила будет работать со струнным квартетом оркестра «Классика». И программа концерта просто замечательная – «В семейном баховском кругу», то есть будут звучать не только произведения Иоганна Себастьяна Баха, но также Вильгельма Фридемана Баха, Карла Филиппа Эммануила Баха и Иоганна Христиана Баха. Все поколения музыкальной баховской семьи».

Скрипач Карэн Шахгалдян в Челябинске также выступает не впервые, ученика знаменитого Виктора Третьякова, лауреата конкурса имени Пабло Сарасаты уже можно назвать любимцем челябинской публики. Еще в юном возрасте Карэна Шахгалдяна выделял Владимир Спиваков, юный скрипач довольно часто гастролировал с «Виртуозами Москвы». Сегодня он гастролирует по миру с самыми разными оркестрами и выдающимися дирижерами.

«Все, кто слышали этого скрипача, знают, что исполнителя отличают тонкий вкус и виртуозное владение техникой, что он блестяще исполняет самые сложные музыкальные произведения, – с восторгом говорит Галина Братышева. – Он всегда подчеркивает, что каждое выступление для него – исключительно важное. И это правда. Музыкант ни на одном концерте не позволяет себе расслабиться, честно и с душой относится к каждому выступлению, он выкладывается на все сто процентов, в том числе эмоционально. Это его кредо. А энергетика музыканта неимоверно важна. За что мы особенно любим артистов? За те эмоции, которые они в нас пробуждают. Карэн Шахгалдян как раз из таких музыкантов. Эмоциональность делает его выступления неотразимыми».

Кумиры

В день рождения Иоганна Себастьяна Баха, 21 марта, в органном зале «Родина» состоится концерт Владимира Хомякова и Сергея Ванина (контртенор). Будут звучать не только органные произведения великого композитора, но прекрасные арии и хоральные партиты Баха на немецком языке.

Солист Сергей Ванин работает в Челябинской филармонии второй год, но уже завоевал любовь публики. Он родился в Санкт-Петербурге, там получил музыкальное образование как гобоист. Его вокальный талант открыла основатель и руководитель ансамбля старинной музыки Ave Rosa Анна Митрофанова. В поисках профессиональной вокальной школы Сергей Ванин приехал в Челябинск, в класс Людмилы Боровик, которая ранее подготовила известного ныне контртенора Артема Крутько. Сегодня Сергей Ванин сотрудничает с разными музыкальными коллективами и часто выступает на челябинской сцене.

А 24 марта гостем фестиваля станет знаменитый органист из Швеции Ханс Фагиус, о концерте которого Владимир Хомяков сказал так: «Я особенно рад, что в программе нынешнего фестиваля есть концерт выдающегося мастера из Швеции Ханса Фагиуса. У каждого органиста есть какие-то кумиры, для меня этот музыкант является абсолютным авторитетом в том, как нужно исполнять Баха. В январе 1993 года на его мастер-классе в Уфе во время второго фестиваля «Новое органное движение» я еще раз убедился, что его трактовки – это замечательный пример для подражания. Особенно когда собственный взгляд на какие-то произведения еще не сформировался. И это мнение разделяют очень многие органисты по всему миру».

Эксклюзивный солист

28 марта в зале органной и камерной музыки «Родина» состоится концерт гитариста Евгения Финкельштейна (Москва), который принимал участие и в первом фестивале «Дни Баха на Южном Урале». Он ученик знаменитого Александра Фраучи, сегодня концертирует во многих городах Европы и России, а также преподает.

«Это очень тонкий, выразительный музыкант, – говорит Ирина Андреева. – Современный слушатель, привычный к громкой музыке, к грохоту большого города, благодаря этому музыканту сможет почувствовать и понять красоту тихой музыки. В прошлый раз зал слушал Евгения Финкельштейна, затаив дыхание. В его исполнительской манере столько градаций, что мы начинаем понимать, как прекрасна в музыке тишина. Мы слышим каждую деталь, каждое украшение».

Завершится фестиваль 2 апреля эксклюзивным концертом виолончелиста и органиста, заслуженного артиста России Александра Князева – одного из самых известных сегодня солистов Московской филармонии. Его даже называют эксклюзивным солистом. Играть он будет на двух инструментах – на виолончели и органе. Александра Князева очень любят слушатели. Не только за мастерство, но за яркую харизматичность.

Он концертирует с ведущими оркестрами мира, сотрудничает с именитыми музыкантами. Музыка Баха занимает в его репертуаре значительное место. Александр Князев известен такими эксклюзивными проектами, как исполнение в один вечер всех виолончельных сюит Иоганна Себастьяна Баха.

«О Иоганне Себастьяне Бахе написано много книг, его наследие изучается очень подробно, и сегодня определенно можно сказать, что этот композитор никогда не шел на поводу у публики, он всегда стремился возвышать публику музыкой, – завершила разговор о фестивале Ирина Андреева. – Поэтому и наш фестиваль работает на интеллект человека, на его духовное развитие. Замечательно, что наша публика уже полюбила «Дни Баха на Южном Урале», и мы хотим, чтобы он стал ежегодным».

Цена билетов на фестивальные концерты – от 300 до 600 рублей. Билеты продаются во всех кассах города. Полную афишу фестиваля можно найти здесь.

Музыкальный вкус

07.07.2008 | Смелянский Александр | № 27 от 07 июля 2008 года

Что объединяет разных по стилю, эпохе и происхождению Иоганна Себастьяна Баха, Гектора Берлиоза, Франца Шуберта, Джузеппе Верди, Винченцо Беллини, Даниэля Франсуа Обера, Джакомо Пуччини, Джоаккино Россини и Ференца Легара? Вдохновение? Экспрессия? Чувственность? Все вместе. И. вкусная еда

Сюзанна Егер, жена Иоганна Себастьяна Баха, была автором «Лейпцигской кулинарной книги» 1750 года издания. Она оказалась первой женщиной-поваром, сохранившей свое имя в истории. На ужине в честь 250-летия со дня рождения композитора подавали его любимые яства по рецептам из книги Сюзанны: картофельный салат с жареными грибами, телячий язык, суп из щуки с кардамоном, фаршированных голубей с сырными клецками. Ну чем не источник вдохновения? Особенно если после десерта можно выпить чашечку кофе, страстным защитником которого являлся Бах. Стоит только вспомнить его «Кантату о кофе», в которой рассказывается об усилиях отца, желающего отучить свою дочь от потребления этого, по мнению многих, дьявольского напитка. Вопреки запретам и посулам своенравная дочь не изменяет своей привычке, и только обещание отца найти ей достойную пару несколько отрезвляет ее. Однако она требует, чтобы в брачном контракте было гарантировано ее неотъемлемое право пить кофе.

Смотрите так же:  Окрошка какое это блюдо

Легар, Берлиоз, Обер

Зато — полное отсутствие конфликтных ситуаций у Ференца Легара, друга семьи владельцев отеля «Амбассадор» на роскошной центральной венской Кернтнерштрассе. Композитор часто останавливался в этом отеле, наслаждался кулинарными изысками поваров и с удовольствием написал музыку для церемонии открытия отельного ресторана в 1930 году. Еще бы он отказался! Ведь ресторан был назван в его честь — «Легар».

Автор комических опер «Бриллианты короны», «Фра Дьяволо» и многих других Даниэль Франсуа Обер был завсегдатаем лучших парижских ресторанов: то он не вылезал из «Мезон Доре», то делил трапезу в знаменитом «Мани» с Виктором Гюго, Сент-Бевом и братьями Гонкурами. Повара его обожали, и современные историки-гастрономы насчитали 12 блюд, названных его именем. Самым известным из них является «яйца Обер», или, если правильно назвать это блюдо по-русски, «яйца по-оберовски», в котором присутствует в качестве одного из ингредиентов любимый продукт композитора — мясо цыпленка. Рецепт приготовления этого блюда слишком сложен, и мы приводить его не станем.

Гурманом был и Винченцо Беллини, написавший 11 опер, самая известная из которых «Норма». Говорят, что сицилийские повара, проникшись трагизмом истории несчастной галльской девушки и очарованные музыкой своего соотечественника, создали блюдо Pasta alla Norma, ставшее обязательным в рационе композитора.

Верди

Так уж получается, что многие великие композиторы любили хорошую кухню. Некоторые — чрезмерно. Генделя Берлиоз называл «бадьей, полной свинины и пива», да и Россини, о котором весьма подробный разговор будет ниже, не знал иногда меры в еде, поглощая в течение дня до 20 бифштексов. Но все же имена только двух композиторов — Верди и Россини — можно поставить в список не только гурмэ, но и настоящих кулинаров. Говорят, что неплохо готовил и Паганини, но свидетельств этому мы не нашли.

Джузеппе Верди был всю жизнь настолько поглощен сочинением музыки, что не уделял внимания другим радостям бытия, за исключением вкусной еды, которую сам и готовил. Его родители держали остерию и бакалейную лавку. Превратившись из простого деревенского парня, сравнивавшего себя с медведем, в композитора с мировым именем, он стал любителем хорошей кухни. Ненавистные ему приемы и другие светские развлечения он сменил на простую крестьянскую жизнь на своей вилле Сант-Агата, куда перебрался в возрасте 34 лет, оставаясь до конца жизни простым фермером. Вместе с женой Джузеппиной они перешли на натуральное хозяйство.

После рыночного дня в Кремоне Верди всегда заказывал шницель по-милански с большим количеством масла, а надо сказать, что кухня провинции Эмилия Романья была жирной и плотной. Масло и густые сливки заменяли оливковое масло и лимон. Он очень любил равиоли по-генуэзски, а ризотто по-милански готовил только сам. Сам солил и коптил окорока и рассылал их своим друзьям. Обожал сладости: панакотту, груши в вине. Для Верди процесс готовки и еды был способом возвращения к себе, самоуспокоения. В семье за едой никогда не говорили о делах. А с женой они ласково называли друг друга pasticcio — «пирожок». В его погребе было французское шампанское и бордосские вина, но любимым вином оставалось кьянти, особенно если оно было от барона Беттино Риказоли, который 35 лет потратил на создание кьянти классико.

Россини

А тем временем на банкетах, от которых Верди сбежал в деревню, царил кулинарный разгул, заставлявший забывать о принципах здорового питания. Жирную, обильно приправленную пищу приходилось заливать большим количеством вина, в чем сильно преуспевал Джоаккино Россини. «Любовь нужна сердцу, как аппетит желудку… Есть и любить, петь и переваривать — вот 4 акта оперы-буфф, которая называется жизнью. Тот, кто бежит от этого не пользуясь, — просто сумасшедший».

Эта цитата иллюстрирует философию Россини, который больше времени уделяет кухне и застолью, чем сочинительству. Его кухонные опусы скорее похожи на вариации на тему: он просто добавляет ингредиенты к базовым блюдам — чаще всего это трюфели и фуа гра, ставшие основными продуктами кухни композитора. Среди его любимых блюд — равиоли с пармезаном, макароны (есть даже бронзовое изображение композитора с блюдом этой пасты) и, конечно, устрицы, за которые, работая в Милане над Gazza Ladra, он задолжал приличную сумму хозяину рыбной лавки, но смог расплатиться, написав для него «Песню устриц».

Вообще гастрономических анекдотов о Россини — море. Тут и история арии Танкреда, описанная Стендалем, который, кстати, возмущался неуемным аппетитом композитора и называл его «огромным, как трое обжор». Эта ария Di Tanti Palpiti была известна всем как «рисовая», потому что Россини написал ее, пока готовил ризотто.

А вот с любимым блюдом Россини канелони (макаронные изделия в виде больших трубочек), фаршированными фуа гра, связан еще один курьез.

Александр Дюма, прознав об этом блюде, попросил у Россини рецепт. Тот ответил: «Дорогой Дюма, рецепт слишком ценен, чтобы я его вам дал, но приходите завтра ко мне попробовать канелони. И если вы действительно столь хороший повар, как о вас говорят, вы легко определите составляющие моего любимого блюда». Дюма принял приглашение, но блюдо показалось ему весьма посредственным. Он решил не напрягаться и, прощаясь, сказал: «Спасибо, дорогой Россини, я теперь знаю все, что хотел узнать». Самым знаменитым блюдом композитора является «турнедо Россини». Рецепт его прост до безобразия. На крутоне из белого хлеба подается жареный стейк из говяжьей вырезки, на который выкладываются ломтики террин (прямоугольные кусочки в виде хлебцев) из фуа гра. Да, и классический соус «мадера». Как видите, опять вариации на тему. Свое фирменное турнедо было и у Верди. Оно было более легким и не таким дорогим. К нему подавался соус на основе томатов, пармезана и лука.

По возвращении в Париж в 1855 году Россини худеет и к нему возвращается вдохновение. Весь Париж ходит к нему на ставшие знаменитыми музыкальные субботы, где счастливо уживаются и перемешиваются кулинарное искусство с музыкальными дегустациями. Да и названия его музыкальных зарисовок говорят сами за себя: «Миндаль», «Орехи», «Четыре закуски (редис, анчоус, корнишоны и сливочное масло)», «О, горошек».

Три коктейля

Творчество Верди и Россини вдохновляло кулинаров. Кстати, последний вроде был даже другом Антонена Карема, гуру гастрономии XIX века. Так, после триумфа «Набуко» Верди кондитеры предложили слоеное пирожное «Верди», а повара — «соус Верди» к пармской ветчине. В Генуе булочник присылал ему каждое утро бриош с вареньем — назывался он «Фальстаф». В честь героя «Севильского цирюльника» Россини в Париже появляются пирожные «Фигаро». Антонен Карем, в то время повар Ротшильдов, посвящает Россини паштет из дичи, а после триумфа «Вильгельма Телля» парижские буржуа наслаждаются одноименным яблочным пирогом.

А достойной и торжественной одой музыкально-гастрономической симфонии великих композиторов прозвучат три коктейля. В один бокал положите размятую клубнику, в другой налейте персиковый сок с мякотью, а в третий — мандариновый сок. Долейте в каждый холодного шампанского, возьмите бокалы за ножку и чокнитесь. В хрустальном звоне у вас встретятся сразу три композитора — Россини, Беллини и Пуччини. Так называются эти коктейли.